Октябрь 22, 2020

Учитель, педагог, наставник

Учитель, педагог, наставник

В музее истории г.Балабаново 3 октября состоялась встреча, посвящённая Дню учителя. Почётными гостями мероприятия стали ветераны педагогической сферы, которые выучили и воспитали не одно поколение балабановских детей. Среди них были учителя начальной школы, математики, русского языка и литературы, а также преподаватели физической культуры. Каждый из них поделился воспоминаниями о своей педагогической работе, рассказал о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться, учебном процессе и своих выпускниках.

Учительница первая моя
Первый учитель, пожалуй, становится в жизни каждого ребёнка второй матерью, и эта тенденция со временем никуда не уходит. Меняются лишь дети и школьные программы.
Валентина Ивановна Бычкова начала свою педагогическую деятельность в Казахстане, куда по распределению был направлен на работу её супруг.
Валентина Ивановна:
— Я окончила педагогический институт в Киргизии. Получила диплом учителя русского языка и литературы. Поначалу преподавала в старших классах.
В Балабаново семья Валентины Ивановны переехала в 1980 году. Новый город, новые люди и, конечно же, новое место работы. Валентина Ивановна трудилась в детском саду №14. Позже её пригласили на должность учителя начальных классов в первую школу.
Валентина Ивановна:
— Признаюсь, было страшно… Потому что свои предметы, а именно русский язык и литературу, я знала, а здесь для меня было много новых моментов, которые необходимо было изучить в кратчайшие сроки. Умом, старанием и усердием я это освоила.
В балабановскую школу №4 Валентина Ивановна перешла работать вместе с детьми, которых «автоматом» перевели в новое образовательное учреждение. Валентина Ивановна вспоминает, что именно родители учащихся попросили её перейти в новые школьные стены.
Спустя три года в образовательной сфере произошли изменения. Школам разрешили работать по программе 60-ых годов – системе Л.В.Занкова. Предложили пройти курсы повышения квалификации и Валентине Ивановне:
— Самое главное, что дали нам понять на этих курсах, что основа знаний – это развитие ума и логики. Это была очень интересная программа. Зачисление детей в мой класс происходило по заявлению родителей. Я всегда на первом собрании спрашивала у мам и пап: «Вы привели своего ребёнка заниматься по системе Занкова или к учителю Бычковой?», но, как правило, ответа не получала, поэтому говорила, что если вы готовы работать по моим требованиям, то у нас всё получится.
Коллеги Валентины Ивановны отмечают, что её выпускники начальной школы отличались от остальных учащихся, их было видно сразу. Это и дисциплина, и подготовка.
Когда в классе Валентины Ивановны проходили открытые уроки, то учителей было больше, чем учащихся:
— Комиссия разбирала каждое моё слово, но стоит отметить, что никогда не ругали, а, наоборот, подсказывали, как правильно, как сделать лучше, что изменить.
Педагогическая работа Валентины Ивановны отмечена на высоком уровне. Она является Заслуженным учителем России, Отличником народного просвещения:
— Директором школы в те годы была Лидия Александровна Пшенова. Она видела потенциал каждого педагога. Коллектив учителей был очень сильным. До сих пор не понимаю, почему выбор пал на меня. Я даже пыталась отказаться от наград, но решение директора было непоколебимо.

Школьные годы чудесные
В этот день на встрече присутствовали и учителя-предметники, начало педагогической деятельности которых было напрямую связано с именем Виктора Алексеевича Горелова.
Любовь Ивановна Захарченко родилась и выросла в Балабанове. В те годы в посёлке было две школы: начальная, которая располагалась в деревянном здании за железной дорогой, и средняя (нынешнее здание ДШИ).
Любовь Ивановна:
— Деревянная школа была уникальной. Зимой мы сидели на уроках в пальто, чернила в чернильницах замерзали. Первая учительница моя была дворянкой. Она окончила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. В пятом классе нас перевели в каменное здание. Наш директор и мой учитель Виктор Алексеевич Горелов — педагог с большой буквы.
В школе был идеальный порядок. Он организовал у нас самоуправление, старшеклассники руководили младшими. В школе проходили еженедельные линейки, где старосты классов отчитывались о дисциплине, успеваемости. В школе мы выпускали газету под названием «Семья и школа», и в ней была отражена не только школьная жизнь, но и вся жизнь Балабанова. Мы писали об учениках и родителях. Виктор Алексеевич пользовался большим авторитетом не только в школе, но и в посёлке.
После школы Любовь Ивановна окончила педагогическое училище и была направлена на работу в д.Романово Медынского района:
— Работала я там в ужасных условиях. Была и директором, и учителем, и истопником, и уборщицей. Всё в одном лице. Зимой ходила на работу в резиновых ботах. Вставляла туфли внутрь и шла. Зимнего пальто у меня не было. Я родом из многодетной семьи – старшая из шести детей. Родителям нужно было остальных выучить, время-то послевоенное…
Спустя три года, приехав в один из августовских дней в Балабаново, Любовь Ивановна пришла к Виктору Алексеевичу с просьбой о работе:
— Он предложил мне тогда должность лаборанта в кабинете химии. Я согласилась. Спустя некоторое время меня перевели в вожатые. На этой должности я проработала семь лет. Сначала в старой школе за железной дорогой, а потом в новой, ныне первой. После декрета я трудилась в группе продлённого дня и в это же время поступила на филологический факультет московского пединститута им. В.И. Ленина. Потом уже родители моих учеников мне сказали, что я «фирму» закончила, тогда я не знала, что это высшее учебное заведение считалось лучшим в стране.
На одном из педагогических советов подняли вопрос о том, что Любови Ивановне пора дать часы. Виктор Алексеевич согласился.
Долгие годы Любовь Ивановна учила старшеклассников русскому языку и прививала любовь к литературе. Преподавала она не только в первой, но и в четвёртой школе. Как признаётся педагог, со многими из своих учеников она общается до сих пор.

Дважды два четыре
Ещё один педагог, трудовая деятельность которого связана с именем Виктора Алексеевича, – Мария Семёновна Толстова, учитель математики.
В Балабаново она переехала в 1964 году.
Мария Семёновна:
— В 1963 году муж получил здесь квартиру. Я тогда сразу подошла к Виктору Алексеевичу насчёт работы, но, когда мы окончательно обосновались в посёлке, место моё уже было занято. Мне пришлось ездить в третью школу г.Боровска. Позже мне сказали о том, что в школе №1 организуется группа продлённого дня, и, пока место не заняли, мне нужно перевестись туда. Основными аргументами «за» были грудной ребёнок и трудности с транспортом. Бывало и так, что автобус до Боровска не приходил.
В группе продлённого дня Мария Семёновна проработала год. Она вспоминает, что в один из дней в учительской к ней подошёл Виктор Алексеевич и сказал, что теперь она назначается учителем математики и классным руководителем пятого класса:
До сих пор помню первый день. Я пришла в класс, Виктор Алексеевич меня представил и ушёл. Я, как и следует учителю, открыла журнал, ознакомилась со списком учащихся и подошла к доске, написать «Классная работа». А я тогда была в дефицитном белом японском костюме, и чувствую, как мне в спину летит тряпка. Сразу подумала, что если не определю, кто это сделал – всё, мне не работать. Вот так прошёл мой первый день в должности учителя в первой школе.

История учителя – история города
Имя педагога, директора и просто хорошего человека Виктора Алексеевича Горелова в этот день звучало из уст присутствующих на встрече неоднократно. Он всю свою жизнь отдал школе, детям и городу. О том, каким Виктор Алексеевич был дома, рассказала его дочь Валентина Викторовна Горелова:
— Конечно, у папы времени на нас было в обрез. С работы он приходил в основном поздно вечером, и это несмотря на то, что мы жили при школе. В то время так было положено. В старой школе, где сейчас ДШИ, было две квартиры – в одной жили мы, а в другой семья завуча. Но, несмотря на занятость, папа находил время на нас. Мы ездили в музеи, театры, играли в шахматы. Он читал с нами, учил логике. Папа никогда не повышал голос. Он просто объяснял, почему так нельзя или почему нужно сделать именно так.
Изначально Виктор Алексеевич хотел связать свою жизнь с военной службой. Родился он в обычной семье. Его мама нигде не работала, а отец после переезда в Ермолино трудился охранником на ткацкой фабрике.
Валентина Викторовна:
— Мой дед пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Он воевал под Ельней в московском ополчении. Многие тогда сгинули там. Папа пошёл на фронт в 17 лет. Их, мальчишек-десятиклассников, собрали на территории монастыря и распределили по частям. Папа попал в артиллерийское училище. Тогда на возраст не смотрели, немцы уже стояли под Москвой.
Папа, как и дед, воевал под Ельней. После первого ранения вернулся на фронт, а после второго тяжелейшего ранения в ногу его признали негодным. Конечно, о военной службе после этого речи больше не шло, и он поступил в московский педагогический институт им. В.И.Ленина.
После окончания института Виктора Алексеевича назначили на должность директора балабановской школы. В аспирантуре он учился уже заочно.
Валентина Викторовна:
— Школа наша была опорной школой Министерства просвещения. В ней начали создавать производственные ученические бригады, а это дело новое, и необходимо было всё правильно организовать. Также в нашей школе одной из первых в Боровском районе появились автоматы, в которых учащиеся могли приобрести ручки, карандаши, тетради.
Коллеги Виктора Алексеевича вспоминают о том, что у здания школы был единственный в посёлке фонтан, о яблоневых садах, которые высаживали ученики:
— Первый яблоневый сад папа высадил вместе с учащимися возле здания старой школы. Тогда там уже была братская могила, а в 1957 году на ней установили памятник. Хочется подчеркнуть, что 9 мая для школы был особый день. К нам всегда приезжали делегации из института иностранных языков им. Мориса Тореза и Латвии.
Студенты и педагоги высшего учебного заведения в 1941 году вошли в состав в 5-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (впоследствии 113-й стрелковой дивизии), которая как Латышская дивизия освобождала Боровский район.
Посёлок рос, развивался, детей становилось больше, и назрела необходимость строительства новой школы.
Валентина Викторовна:
— На тот момент в школе числилось 1500 учащихся. Занимались мы не только в каменной и деревянной школе, но и в квартирах. Две из них были на ул.Московской, одна – на ул.1 Мая. Добиться строительства нового здания было сложно, и поэтому, когда всё-таки школа была построена, это был для балабановцев настоящий праздник. 1 сентября мы словно на первомайской демонстрации переходили из старого здания в новое под музыку оркестра. И вновь, но уже на территории новой школы, папа вместе с учащимися разбил яблоневый сад, а во дворе школы появился фонтан.
Династия педагогов в семье Гореловых не прервалась. Две дочери Виктора Алексеевича окончили педагогический институт, а младшая работает в строительной сфере.
Много добрых слов об этом поистине значимом для нашего города человеке прозвучало в этот день. Вспоминали и о планетарии, который был организован в первой школе, и о работе под руководством Виктора Алексеевича, и о своих выпускниках. И каждый педагог отметил, что самая главная награда для них – когда их ученик становится настоящим человеком.

Марина Болдырева

№39 (992) 7 октября 2020

Похожие записи