Сентябрь 22, 2019

Крылатый памятник эпохе

Крылатый памятник эпохе

Наконец-то самолет АН-12 с бортовым номером 01348001 обрел свое достойное место у воздушных ворот аэродрома Ермолино.

Старшее поколение помнит, как над районом аэродрома летали самолеты и вертолеты с разными подвесками, надстройками, с буксированием каких-то объектов. Что они делали – не знал никто. Да и не надо было знать тогда. Это работала Ермолинская летно-испытательная база (ЕЛИБ) НПО «Взлет». «Только бы не было войны», — как говорили наши родители, пережившие ужасы последней войны. Работали люди не за звания и награды. Просто понимали, сколь важна и нужна эта работа своей стране, своей любимой Родине. Одновременно часть летательных аппаратов бороздила небо над просторами Северного Ледовитого, Тихого океанов, Баренцева, Балтийского, Черного и Каспийского морей, горами и пустынями ближнего и дальнего зарубежья над известными полигонами.
Одной из машин, выполнявших эту работу, был самолет Ан-12 под номером 8001. Постановщик помех, или, как мы его ласково называли, «пепеэска» в 1976 году был перебазирован из города Шауляя на наш аэродром. Самые смелые идеи требуют экспериментального подтверждения на всех этапах. Поэтому на базе самолета Ан-12 01348001 была создана летающая лаборатория, которая в период с 1980 по 1993 год решала непростые задачи по созданию надежных и эффективных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ); оперативно-тактических ракетных комплексов «ОКА-У», «ОКА-УМ», «ИСКАНДЕР».
По окончании Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Гризодубова Валентина Степановна добилась создания и возглавила (с 1963 по 1972 г.) уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) – в дальнейшем НПО «ВЗЛЕТ» в составе Ермолинской (на аэродроме Ермолино), Кратовской (в городе Жуковский), Волгоградской и Крымской летно-испытательных баз, с филиалами в Пушкино, Сары-Шагане, Каменск-Уральске. По ее предложению на аэродроме Ермолино (вместо Новосибирска) и была развернута Ермолинская ЛИБ, построена бетонная взлетно-посадочная полоса длиной 3000 метров, аэрофотополигон. Определен район испытательных полетов 115х65 км.


Летные испытания в НПО «ВЗЛЕТ», в том числе на аэродроме «ЕРМОЛИНО», проводились по ракетно-космической, морской, лазерной тематике, новейшим средствам навигации, радиоэлектронной борьбы авиационной техники и вооружения. В том числе загоризонтных РЛС обнаружения запуска баллистических ракет «ДУГА», лазерных систем поражения «ТЕРРА», «ОМЕГА», вышеназванных «ОКИ» и «ИСКАНДЕРА», систем посадки космического корабля «БУРАН» и авианосцев, ракетных комплексов «С-200», «С-300», «А-135», беспилотников, летающих лабораторий по методикам испытаний экспериментальных воздушных судов. Полеты выполнялись более, чем на 60 летательных аппаратах 36 типов:
— Ту-22, Ту-16, Ту-110, Ту-124, Ту-134;
— Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-18, Ил-76, А-50, Ли-2;
— Як-28, Як-40, Як-42;
— Миг-15, Миг-17, Миг-21, Миг-25;
— Су-7, Су-9, Су-17;
— Ан-2, Ан-8, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-12, Ан-72, Ан-72р;
— Ми-4, Ми-8, Ми-10, Ми-10к, Ми-26 военно-транспортной, истребительной и бомбардировочной авиации. Выполнялись пуски ракет и бомбометания.
Гризодубова В.С. – легендарная летчица, родилась в 1909 году в городе Харькове в семье русского авиаконструктора, который поднял маленькую Валю в полет на самолете собственного изготовления, когда девочке было 2,5 года.
Гризодубова, работая летчиком-инструктором в Харькове, Туле, Москве, подготовила плеяду летчиков-спортсменов. В 1937-38 годах установила 6 мировых рекордов, в том числе вместе с Осипенко П.Д. и Расковой М.М. – международный женский рекорд дальности полета на самолете «Родина». В 1939 году стала начальником Управления международных воздушных сообщений, Депутатом Верховного Совета. В 1941 году возглавила антифашистский Комитет советских женщин. В 1942 году сформировала 101 авиаполк Дальнего действия, ставший Гвардейским. Лично совершила более 200 боевых вылетов на бомбардировку, доставку боеприпасов и снаряжения на фронт и к партизанам на Украину и в Белоруссию. В 1943 году ей присвоено звание – полковник. Гризодубова В.С. отличалась душевной теплотой, помощью людям, мужественной гражданской позицией. В 1930-е годы Валентина Степановна бесстрашно выступила за освобождение таких людей, как Туполев А.Н., Гарнаев С.Н., Королев С.П. ( будущий создатель советской космической программы). Гризодубова была членом Комитета по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В 1980–е годы работала в НИИ-17, не прерывая связи с НПО «ВЗЛЕТ».
В НПО «Взлет» в разные годы трудились 19 Героев Советского Союза, в том числе дважды Герой Советского Союза – летчик-космонавт Савицкая С.Е., Герои Советского Союза: командир полка Дальней авиации, в 1941 году бомбивший Берлин, полковник Крапива Н.А., командир полка самолетов Ил-2, полковник Балакирев Н.М., штурман-испытатель Буланов А.П., Заслуженный летчик-испытатель Олейников С.П., Заслуженный летчик-испытатель Павлов В.Г., полковник Шумилов Н.П., полковник Коровушкин Н.И., чемпионки мира по авиационному спорту Корчуганова Г.Г., Расторгуева Г.В., полковники: Рябий В.К., Урядов В.Е., закончившие Академию им. Жуковского вместе с космонавтом Гагариным Ю.А. Большое количество летчиков-испытателей и штурманов-испытателей, получивших звание Заслуженный СССР, России.
В научно-исследовательской работе участвовали 6 докторов технических наук, около 50 кандидатов технических наук, в том числе академик Аксель Берг.
До 1992 года экспериментальный аэродром Ермолино находился в ведении НПО «Взлет» Министерства радиопромышленности СССР с базированием на нем авиа-эскадрильи ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В связи с формированием 70-го смешанного авиаполка внутренних войск аэродром становится государственным со статусом совместного базирования авиации ВВ МВД (внутренних войск) Ермолинского летно-испытательного исследовательского предприятия и Министерства обороны. В 2016 году аэродром передан в ведение авиации Росгвардии.
Учитывая огромные заслуги Гризодубовой В.С. и 7-тысячного коллектива НПО «ВЗЛЕТ» за более чем 50-летнюю деятельность в деле повышения обороноспособности страны, коллектив и Совет ветеранов ЕЛИБ НПО «ВЗЛЕТ» вышли с ходатайством о присвоении аэродрому ЕРМОЛИНО имени Гризодубовой В.С. Вопрос по ряду причин пока не решен. Однако общественные организации в 2018 году нашу инициативу поддержали. Указом Президента 42 аэропортам были присвоены имена выдающихся государственных и общественных деятелей.
Образ выдающейся летчицы Гризодубовой В.С. — пример для подражания и патриотического воспитания подрастающего поколения. В 2018 году по призыву Министра обороны Шойгу С.К. в Краснодарское Высшее военно-авиационное училище летчиков поступили 16 девушек, в Сасовское летное училище ГА – 55 девушек, в Краснокутское летное училище ГА – 8 девушек.
На Ермолинской ЛИБ было 8 самолетов Ан-12, из-за трагической случайности борт №1348001 был поврежден. В «лихие» 90-е годы отремонтировать его не удалось.
И только благодаря инициативе группы военнослужащих в/ч 3694 в труднейших условиях под руководством подполковника Зраевского Игоря Петровича, при активной поддержке командования полка и муниципалитета города Балабаново: Судакова С.А., Парфенова В.В., Галкина С.А. и Филатовой Н.С. через два года самолет был восстановлен и поставлен на пьедестал предпринимателем Свериденко С.В.
Самолет Ан-12, бортовой № 1348001 — памятник, олицетворяющий эпоху расцвета советского и российского авиастроения – труженик, воин-испытатель, является символом единства летчиков-испытателей, летчиков и воинов-ракетчиков Ракетных войск стратегического назначения, летчиков Росгвардии.

Ю.Ф Фафонкин, заслуженный штурман-испытатель РФ,  летчик-испытатель

№32 (934) 14 августа 2019

Похожие записи