Сентябрь 22, 2019

Станции Балабаново – 120 лет!

Станции Балабаново – 120 лет!

В музее истории г.Балабаново прошел круглый стол, посвященный 120-летию открытия железнодорожной линии Москва-Брянск и станции Болобаново (Балабаново).
На встречу были приглашены действующие сотрудники железнодорожной станции и те, кто в разные периоды там работал. Гости ознакомились с музейной экспозицией и поделились воспоминаниями.

Музейные работники бережно собирают информацию об этой странице истории нашего города. В одном из залов музея можно увидеть, как выглядело рабочее место начальника станции в середине – второй половине прошлого века. Предметы из той эпохи принесли неравнодушные жители нашего города. И фонды музея продолжают пополняться.

 

Множество людей связали свою судьбу с работой на железной дороге, а само строительство железнодорожной станции стало счастливым билетом для деревни Болобаново, ставшей пристанционным посёлком, определило дальнейший путь его развития.

В далеком 1885 году было принято решение строить железнодорожную линию  Москва- Брянск. Пропускная способность по современным меркам более чем скромная – две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки. Под строительство были выделены земли деревень Лапшинка и Болобаново. Название станция получила по наименованию ближайшей из них. Впоследствии его стали писать, как Балабаново. В 1898 году были построены вокзал, дом для железнодорожных служащих, который сохранился до сих пор. Старшее поколение помнит и деревянное здание вокзала, которое долгие годы было визитной карточкой станции.

Движение поездов началось 1 августа 1899 года. Это событие стало значимым в истории Балабанова, заложило основы для промышленного развития. Из пристанционного поселка и вырос наш город.

В 1903 году в поселке жили всего 30 мужчин и 40 женщин. Поселок рос, а станция стала главным транспортным узлом для окрестных деревень и Боровска. В 1913 году через нее было отправлено 105,3 тыс. тонн различных грузов. В 1915 году в кассе было продано 58 тыс. билетов.

Развитие транспортной инфраструктуры подтянуло и другие сферы. В 1913 году было принято решение строить в Балабаново земскую школу. Однако Первая мировая, Гражданская война приостановили развитие. Их последствия еще долго сказывались, так, в 1927-1928 году грузооборот сильно отличался от предвоенного года. Со станции отправили 8,5 тыс. тонн груза, а приняли 22 тыс. тонн.

В 1920-е годы в поселке действовали участковая  амбулатория, почтово-телеграфная контора, кирпичный завод. Следующее десятилетие для страны в целом знаменуется промышленным подъемом. В пристанционном поселке также это заметно. Увеличивается объем перевозок, появляются более мощные паровозы. В 1935 году Балабаново  получает статус рабочего поселка, начинается электрификация.

Вместе со всей страной жители Балабанова прошли испытания Великой Отечественной войной. Со станции провожали на фронт, здесь встречали победителей в 1945 году. Вместе со всеми гражданами большой страны восстанавливали экономику в послевоенное время. С небольшой станции уезжали в разные уголки необъятной Родины учиться, работать.

Станция и сейчас продолжает быть центром, который обрастает промышленностью. А для простых горожан это не просто транспортный узел.  Каждый раз, возвращаясь из поездок, мы слышим из динамиков привычную фразу «Следующая станция  — Балабаново». Для многих это уже стало долгожданной приметой  — мы снова дома.

Полина Николаева

№31 (933) 7 августа 2019г.

Похожие записи