«Горячий» вопрос

«Горячий» вопрос

Ситуация с платой за тепло стала предметом обсуждения на заседании Городской Думы, которое состоялось 31 января. Также этот вопрос рассматривался 1 февраля на расширенном совещании в городской администрации. В совещании приняли участие прокурор Боровского района, специалисты Государственной жилищной инспекции Калужской области, ресурсоснабжащей организации ООО «КЭСК», управляющих компаний. Целью встречи была выработка мер, которые нужно реализовать, чтобы урегулировать спорные вопросы в сфере теплоснабжения многоквартирных домов. Напомним, что в январе жители получили квитанции за предшествующий период, в которых размер платы серьезно отличался от начислений в декабре. На встречу пригласили также председателей советов многоквартирных домов, где эта проблема была наиболее острой.

Объективные причины
Как рассказал заместитель главы администрации г.Балабаново Михаил Иванов, проведенный анализ показал, что есть следующие объективные причины, по которым суммы за декабрь выросли. Это более низкая температура в декабре по сравнению с ноябрем и включение в расчетный период 6 дополнительных дней — с 26 по 31 декабря (обычно плата начисляется с 26 по 25 число соответствующих месяцев). Как объясняют в КЭСК, доначисления за 6 дополнительных дней проведено для того, чтобы рассчитать плату за декабрь с учетом действующей в тот момент ставки НДС. С 1 января введена новая ставка НДС – 20%, из-за чего изменился размер тарифа.
В подтверждение показателей среднемесячной температуры представители КЭСК сослались на информацию Гидрометцентра России.

Дома одинаковые, плата разная
Также специалистов администрации, изучивших объемы потребления тепла в жилых домах, заинтересовал тот факт, что в некоторых домах одинаковой конструкции эти показатели значительно отличаются.
На совещании отмечалось, что это может происходить из-за теплопотерь на доме, некачественного обслуживания внутридомовых сетей, нарушения условий подачи тепла на входе в дом, переоборудования внутридомовой системы теплоснабжения — устройство теплых полов, дополнительных секций батарей и т.д.
Заместитель директора ООО «КЭСК» Михаил Чокнадий подтвердил, что такая проблема имеется. В качестве примера он привел два дома, идентичных по техническим характеристикам, — ул.Гагарина, 8 и ул.Энергетиков, 7, которые топятся от одной котельной. При изучении распечаток с общедомовых приборов учета выясняется, что расход теплоносителя разный. Так, 1 декабря в доме №8 по ул.Гагарина средние показатели подачи теплоносителя были 6,88 куб. в час., что близко к значениям, установленным гидравлическими расчетами – 6,66 куб час., температура на подаче 76о С, на «обратке» — 51о С. В доме №7 по ул.Энергетиков при той же температуре теплоносителя – 76о С, объемы подачи – 10,62 куб. в час, температура «обратки» – 57о С. Увеличенный по сравнению с расчетным расход теплоносителя сказывается на плате.

Регулировка
Как рассказал Михаил Чокнадий, специалистами ООО «КЭСК» проводится гидравлическая регулировка. Раньше для пропуска определенного количества теплоносителя в многоквартирных домах устанавливали шайбы. Но технически применение балансировочного клапана более удобно. Кроме того, как пояснил Михаил Чокнадий, есть шайбы, которые из-за длительной эксплуатации стали непригодными. На них появилась коррозия, из-из чего диаметр пропускного отверстия увеличивается.
ООО «КЭСК» было принято решение установить балансировочные клапаны в многоквартирных домах. Теперь такие клапаны установлены практически во всех домах в центре Балабанова и на ул. Московской. Не оснащены этими устройствами только МКЖД в Балабаново-1.
Балансировочный клапан – это, по сути, та же шайба, но с возможностью изменения в ручном режиме диаметра пропускного отверстия.
Как пояснил Михаил Чокнадий, гидравлическая регулировка тепловой сети может занять длительное время. Не всегда удается установить параметры балансировочных клапанов строго в соответствии с гидравлическими расчетами, которые сделаны исходя из проектных характеристик дома:
«Все равно это надо подрегулировать, чтобы вся система заработала. Из-за чего это происходит, почему нельзя только норматив выставить, и все? Мы все знаем, дома уже не новые. Очень много жителей — «кулибиных». Может, раньше холодно было, поэтому наращивали батареи, делали теплые полы, теплые балконы. Система внутри дома разрегулирована на сегодняшний день и, если мы подадим нормативный объем по гидравлическому расчету, не факт, что этот дом сразу «пойдет». Всегда надо подрегулировать».
Михаил Чокнадий сообщил, что после совещания направит данные гидравлических расчетов директорам управляющих компаний.

Размер платы и общее потребление
Глава администрации попросил ООО « КЭСК» предоставить сведения о количестве потребленного тепла за предыдущие годы.
Как пояснил Михаил Чокнадий, теплоснабжающая организация не проводила анализ по каждому дому. Были оглашены цифры потребления в целом по городу за 2017, 2018 годы. В 2016 году компания работала не полный отопительный сезон, поэтому эти сведения специалисты КЭСК посчитали непоказательными и не огласили. Заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «КЭСК» Ольга Чокнадий сообщила, что в концессионном соглашении предусмотрен отпуск в целом по городу 121 тыс. Гкалл в год, по факту, в 2017 году было 113 тыс. Гкалл., в 2018 году – 120 тыс. Гкалл. Также Ольга Владимировна сообщила сведения о средней температуре. В декабре 2017 года средняя температура была -0,54 оС, в декабре 2018 г. -6,3о С, в ноябре 2018 года -1,8оС.
Ольга Чокнадий заявила, что из-за более низкой температуры в декабре 2018 г. по сравнению с ноябрем рост платы составил 35 %. Доначисления за дополнительные дни дали еще 22%.
Сверх этих показателей рост платы составил в тех домах, где имеется потребление выше расчетных показателей. (См. пример выше с домом №7 по ул.Энергетиков).
По словам Ольги Чокнадий, в платежках за январь будут учтены объемы потребления только с 1 по 25 января.

Доступ ограничить
Заместитель начальника отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами ГЖИ Калужской области Евгений Земниэкс разъяснил, почему необходимо ограничить доступ посторонних лиц к балансировочным клапанам, другим устройствам регулировки:
«Любые элементы системы отопления не предназначены для того, чтобы ими произвольно пользовались. Любая нарощенная лишняя секция радиатора, любой поворот отключающего устройства, любой поворот регулирующего устройства влияет не только на ваш дом целиком, но и на соседние дома, которые питаются от этой котельной. Поэтому все регулировочные, учетные элементы должны быть строго защищены от постороннего доступа. Второй момент: самовольное вмешательство в летний период собственников помещений в конструкцию приборов отопления, самовольные переустановка, замена, перенос, изменение диаметров, улучшения или ещё какие-то действия не допускаются. Все эти действия в дальнейшем создают очень большие проблемы эксплуатирующим организациям в части приведения в нормативное состояние вашего дома, и соответственно это будет отражаться и на качестве коммунальной услуги, и на том счете, который вы в результате получите».

Обратная связь
Также Евгений Земниэкс обратил внимание на то, что работа по регулировке напрямую зависит от наличия у специалистов УК информации по состоянию внутридомовой сети. Чем активнее жители дома будут сигнализировать о нарушении температуры в квартирах, тем лучше.
Евгений Земниэкс:
«Работа по гидравлической балансировке, которая сейчас проводится управляющими компания и ресурсоснабжающей организацией, требует постоянной помощи со стороны председателей советов домов и собственников помещений в части контроля мероприятий. Как говорилось, это достаточно трудоемкая процедура. Даже если все сантехники Боровского района будут сидеть в ваших подвалах безвылазно, быстрее чем за 2-3 недели они эту работу не выполнят. При этом, чтобы смогли эту работу сделать, нужна постоянная обратная связь — что есть, что меняется. Регулировка на пол-оборота регулировочного вентиля очень существенно влияет в том числе на теплоснабжение соседних домов, соответственно, должна идти обратная связь. Комфортная температура воздуха, установленная по нормативу, это не 23-25о С, а 20о С и 22о С для угловых квартир. Допустимая температура ниже. Регулировку управляющая компания и ресурсоснабжающая организация попробует выполнить на температуру 20о С, чтобы она была комфортной для большинства жителей домов. Но, соответственно, если есть «перетоп», вы понимаете, что вам, конечно, сейчас хорошо, но когда придёт счёт, придется больше платить. И о том, что у вас существует такое превышение комфортной температуры, ваша управляющая компания должна знать, чтобы она соответственно могла что-то подкорректировать, в том числе в сторону уменьшения ваших платежей».

Регулирующие устройства опломбируют
С этой недели ООО «КЭСК» начнёт выставлять параметры балансировочных клапанов в многоквартирных домах в соответствии с гидравлическими расчетами. Ранее эти клапаны также настраивались по определенным показателям, но затем по заявкам и претензиям специалисты ООО «КЭСК» корректировали настройку. В некоторых домах это делали лица, не являющиеся сотрудниками КЭСК и УК. Чтобы исключить доступ посторонних к регулирующим устройствам, их опломбируют.
Михаил Чокнадий:
«Я попросил бы старших домов тоже поучаствовать. Будут составлены акты за подписями нашей компании, УК и старших по домам, где будут указаны все характеристики теплоносителя, поступающего в дом. Где нет узлов учета — у нас есть переносной комплекс, которым мы будем проводить замеры».

Что еще необходимо сделать
Евгений Земниэкс рассказал, какие еще меры необходимо принять для нормального функционирования внутридомовых сетей. Среди факторов, от которых это зависит, он назвал состояние тепловой изоляции в подвальных, других нежилых помещениях и распределение теплоносителя внутри дома. Для того, чтобы УК имела возможность качественно выполнить распределение теплоносителя, собственники помещения должны дать возможность оборудовать тепловые сети необходимыми регулировочными устройствами.
Евгений Земниэкс: «Выполнить регулировку теплоносителя без наличия устройств невозможно, что бы там кто ни говорил, шаровые краны, которые у вас установлены на стояках, не предназначены для проведения регулировки. Требуется специальный кран, вентиль. К марту ваша управляющая компания должна уже составить вчерне график подготовки к следующему отопительному сезону. При необходимости в этот график должно быть включена установка в системе отопления домов необходимого оборудования, и соответственно собственники помещений должны определить и обеспечить источники финансирования на проведение этих мероприятий. Это уже задача собственников помещений, а также председателей советов домов, как организующей силы, связи между управляющими компаниями и собственниками помещений. Если мы хотим получать качественную коммунальную услугу, мы должны, как минимум, дать исполнителю этой коммунальные услуги возможность ее предоставить».

Госжилинспекция проверит
В настоящий момент Государственная жилищная инспекция проводит проверку по обращениям жителей и городской администрации о росте платы за декабрь 2018 года. Ситуацию прокомментировала Татьяна Земниэкс, главный специалист отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей ГЖИ.
Специалисты ГЖИ работают только по письменным обращениям граждан. По тем домам, от жителей которых поступили заявления, будут выяснены показания приборов учета за дополнительные 6 дней в декабре. Также проверят, как ООО «КЭСК» производило расчеты за декабрь 2018 года и январь 2019 года.

Размер тарифа
Один из вопросов, который был задан гражданами на совещании, касался размера тарифа на услуги теплоснабжения, которые оказывает ООО «КЭСК». Как пояснили специалисты ГЖИ, тарифы утверждаются министерством конкурентной политики Калужской области. Для обоснования тарифа ресурсоснабжающая организация направляет в министерство пакет документов. Каждая ресурсоснабжающая организаци проходит процедуру защиты тарифа.
Как пояснил заместитель главы администрации Михаил Иванов, органы местного самоуправления в этой процедуре не задействованы.
В ходе совещания некоторые граждане высказали опасение, что на рост тарифа влияют потери в сетях. На это Ольга Чокнадий ответила, что в тарифе заложены нормативные потери в размере 10%, и эти показатели будут применяться в течение всего срока действия концессионного соглашения, который составляет 25 лет.
Необходимо заметить, что, как и любое решение органов власти, нормативный акт об установлении тарифов может быть обжалован в суде. Проверки соблюдения норм закона в сфере тарифного регулирования также осуществляет Федеральная антимонопольная служба России.

Материал подготовила Полина Николаева

№5 (907) 6 февраля 2019

Похожие записи