Декабрь 19, 2018

Сквозь времена

Сквозь времена

В рамках фестиваля любительских театров «Пять вечеров» театр-студия «Артель» из Подольска 24 ноября представил фантастическую комедию «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира.

Действие этой пьесы, давно ставшей классической постановкой многих театров, посвящено приключениям четырех влюбленных – Гермии, Лизандра, Елены и Деметрия, которые, спасаясь от родительского гнева и строгих афинских законов, оказываются в лесу. Из-за ссоры царя леса Оберона и царицы эльфов Титании, а также проказ лесного духа Пака влюбленным приходится пройти через испытания, чтобы понять ценность своих отношений. Этот сюжет можно назвать вневременным, под стать этому и костюмы героев, в которых смешение «афинских одежд» и современного стиля, близкого к милитари. Как признаются создатели спектакля, такой выбор костюмов отвечает основной идее спектакля – любовь во время войны, вражды невозможна.
О творческом коллективе и спектакле «Сон в летнюю ночь» рассказала режиссер театра Ольга Огонькова:
— Народный коллектив театр-студия «Артель» играет уже 18-й театральный сезон. Помимо взрослых в составе нашего любительского театра также группы, в которых занимаются дети. Всего актеров разных возрастов около 100 человек. У каждой группы свой репертуар. Основу коллектива составляют актеры, которые приехали на балабановский фестиваль. Кроме постановки «Сон в летнюю ночь» в нашем репертуаре «Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесам Н.Островского, другие работы, детские спектакли, в которых играют как взрослые, так и юные артисты.
В театре реализуется проект «Три дня с автором». Все три дня мы живем в пространстве одного и того же автора — это инсталляции, импровизации, пластические перфомансы, выставки, игры, посвященные его произведениям, т.е. множество форм для зрителей разного возраста, в финале – премьера спектакля. Первый такой проект был посвящен Шекспиру, второй — Островскому, а сейчас мы готовим проект «Три ночи Николая Гоголя», который приурочен к 210-летию автора.
Мы хотим, чтобы зритель погрузился в атмосферу произведений. Сейчас не только дети, но и молодые родители не знают авторов. Личностное становление тех, кому сейчас 30 лет, пришлось на 90-е, когда культуре было отведено чуть ли не последнее место, а главным считалось зарабатывание денег. Выросло поколение нечитающих детей и незнающих родителей. Поэтому два дня, предшествующие премьере, – это подготовка, погружение в мир автора. Мы выходим в школы, на площади. Любим использовать нетрадиционные площадки, не только сцену, тем более, что такой подход сейчас на пике времени. Многие театры в Москве идут таким путем. У нас есть театральная комната, где мы играем вместе со школьниками отрывки из пьес того же Островского. К примеру, два персонажа в сцене – это наши актеры, а третий – это школьник, которому дали листок с текстом и который включается в действие.
Как обычно в народном театре, все делают всё. Кто-то занимается декорациями, кто-то выступает гримером. Мне нравится название «любительский театр», в нем слышится в первую очередь слово «любить». Мы любим театр, и часто он является нашим вторым домом. Сюда мы приходим семьями. В этом спектакле играют мои родные — муж и сын. Недавно дочь получила актерский диплом. И многие наши актеры-любители идут в профессию, получают образование. Мы радуемся этому, для нас они как птенцы, которых мы выпускаем в жизнь. Некоторые учатся в том же вузе, который заканчивала я. Эта преемственность, которая сохраняется, показывает наше большое театральное братство.
Как и Ирина Артамонова, занимающаяся организацией фестиваля «Пять вечеров», я выпускница Московского государственного университета культуры и искусств, училась на курсе Виктора Ивановича Зыкова. В спектакле «Сон в летнюю ночь» есть отголоски нашего выпускного спектакля «Прометей». Некоторые сцены, например, сцену афинского хора, можно назвать посвящением этому мастеру, который научил нас очень многому. Мы видим, как сейчас развивается современный театр, и понимаем, что нам об этом уже тогда говорили, нас этому учили. Я окончила вуз в 2003 году, и спустя столько лет прорастают те зерна, которые он сеял в нас, и мы понимаем, что благодаря ему готовы к новому. Не устаем благодарить Виктора Ивановича и его супругу Аллу Алексеевну. Недавно у нее был день рождения. И, пользуясь случаем, хочу через газету еще раз поздравить нашу «курсовую маму», как мы ее называли. Благодарим ее за любовь, теплоту и профессионализм, которые она продолжает в нас вкладывать.
Что касается команды, которая работает постоянно в нашем театре, то созданием музыкальной партитуры спектакля занималась Татьяна Богомазова. В этом спектакле звучит песня Бориса Гребенщикова «Любовь по время войны». Он любезно разрешил ее использование. Мне кажется, что слова этой песни выражают смысл спектакля. Любить во время войны не получается, нужно сперва уничтожить войну, а потом появится и любовь. Нужно не воевать, а любить. При этом речь идет не только о войне с оружием в руках, но и войне людей друг с другом в повседневной жизни, о войне человека с собой. Нужно постараться обрести гармонию. В конце спектакля на сцене появляется бабочка — как символ обретения гармонии.
Когда мы ставили спектакль, случилась беда – уничтожение древнегреческих памятников в Пальмире. И в спектакле эта параллель о разрушающей силе войны прозвучала очень неожиданно и вовремя.
Проект этот в какой-то степени просветительский. Мы хотели показать в ненавязчивой форме, каким был театр во времена Шекспира. В одной из сцен задействовали зрителей. В эпоху Шекспира театр существовал наравне со зрителем, который, стоя у сцены, мог вмешиваться в действие, разговаривал с персонажами. Это было общение напрямую. И главные герои пьесы «Сон в летнюю ночь» — девушки и юноши, они разговаривали, прежде всего, со зрителем. И те отвечали. Это сейчас мы не отвечаем, только дети со всей непосредственностью включаются в игру, а раньше публика была полноправным участником зрелища. Нам показалось логичным поиграть в этот театр, поэтому мы спускаемся в зал, к зрителю.

Полина Николаева

№48 (899) 5 декабря 2018

Похожие записи