Ноябрь 19, 2018

Мастера красоты

Мастера красоты

Искусство бывает разным, но если оно настоящее, то это всегда сотворение прекрасного. Можно создавать скульптурные и живописные шедевры, но есть достаточно сложная и интересная профессия, которая помогает нам создать свой уникальный образ.

13 сентября свой профессиональный праздник в нашей стране отмечают мастера ножниц и расчески – парикмахеры. Они были необходимы обществу во все времена. Считается, что первые профессиональные цирюльники появились в Древнем Египте.
На сегодняшний день в России насчитывается около 70 тысяч парикмахерских и салонов красоты, и их количество стремительно растёт.
Профессия парикмахера популярна уже долгое время. В настоящее время все чаще можно встретить за работой молодых специалистов данной специальности. Но среди парикмахеров нашего города есть те, кто начинал свой творческий путь в индустрии красоты тогда, когда в Балабанове ещё не было бесчисленного количества салонов красоты.
О своей многолетней работе и изменениях в парикмахерской индустрии рассказали мастера своего дела Светлана Курбатова и Елена Фетисова.
В конце 80-х не существовало четкого разделения на мужского и женского мастера. Светлана и Елена по окончании училища обе получили специальность «парикмахер-универсал». Общий стаж работы на двоих – 67 лет.
— Почему выбрали именно эту специальность?
Елена: Если Вы думаете, что тогда это была модная профессия, то нет, это не так. Многие мои подруги пошли в торговлю, а мне с детства нравилось делать прически. Когда была маленькой, пыталась подстричь кукол, став старше, подравнивала волосы подругам и делала им прически.
Светлана: Я также любила стричь кукол. Получалось так, что после нескольких экспериментов с их волосами они становились лысыми (смеётся), может именно поэтому я стала мужским мастером.
— Сложно ли было учиться?
Светлана: Конечно, как и в любой другой профессии, осваивать её сложно. Например, пока наш преподаватель нам рассказывал тему занятия, мы отрабатывали движения рук с ножницами или расчёской. Так, одно из таких упражнений мы могли делать ежедневно часами на протяжении недели, потом переходили к другому, и так месяцами. Также нам преподавали этику и объясняли, как необходимо общаться с клиентом.
Елена: В то время нас учили классическим стрижкам как мужским, так и женским. Преподаватели всегда говорили, что стрижки должны быть ровные и аккуратные, а свою работу нам нужно выполнять быстро и качественно, что мы и делаем до сих пор.
— А помните ли вы своё первое место работы и первого клиента?
Елена: Да. После училища я устроилась в парикмахерскую, в помещении которой сейчас находится СРЦН «Ориентир». Меня поставили в женский зал, так я и стала женским мастером. Первой клиенткой у меня была маленькая девочка. Конечно, страшно было, но всё прошло хорошо.
Светлана: Когда мы стали переходить от теории к практике и нужно было осваивать машинку для стрижки, к нам в училище пригласили солдат. И мы их стригли. После практики в обнинской парикмахерской я устроилась на работу в Балабаново, как и Елена, только в мужской зал.
— Много ли было в то время парикмахерских в городе?
Светлана: Точно не помню, но, вроде, всего две. Позже, где-то в 1987 году, открылся «Дом быта» и мы перешли на работу туда. В этой парикмахерской также было два зала, в которых трудились 6 женских мастеров и 4 мужских. Тогда было не этично, чтобы мужчина видел, как женщина, так сказать, наводит красоту, поэтому и было это разделение по залам.
Елена: Ежегодно к нам приезжали модельеры из Калуги, которые показывали новые стрижки. После того как мы их полностью изучали и осваивали, нам приходилось сдавать экзамены. Это было своего рода повышением квалификации. Также каждый год ко Дню бытового обслуживания проводились региональные и областные конкурсы парикмахерского искусства. На одном из таких конкурсов я заняла третье место.
— А какие стрижки тогда были в моде?
Елена: В основном классические. У каждой стрижки, будь то женская или мужская, было своё название. Например, «Аллегро», «Москвичка», «Бриз», «Олимпия» и т.д. Из мужских – это «Канадка», «Теннис», «Полубокс».
В 90-х с появлением предпринимательства эти названия исчезли. Сейчас в моде больше креатив. Появилось множество методик окрашивания, но, несмотря на это, к каждому клиенту должен быть индивидуальный подход. Любой мастер, прежде чем приступить к стрижке или окраске, должен видеть, подойдет ли этот образ данному человеку.
Светлана: Тогда был огромный прейскурант. Всю необходимую косметическую продукцию нам выдавали под отчёт. На каждого клиента в зависимости от услуги отводилось определённое время, за которое мы должны были выполнить свою работу.
— Расскажите о режиме работы?
Елена: Раньше был большой поток клиентов. Парикмахерская работала с семи утра и до девяти вечера. Женские и мужские мастера трудились в две смены.
Светлана: Сейчас, конечно, у нас тоже есть фиксированный график работы, но он уже более свободный.
— В настоящее время стало проще работать?
Елена: Конечно. На сегодняшний день для парикмахеров есть огромный выбор инструментов, всевозможных средств для укладки, а тогда нам приходилось делать лак для волос самостоятельно. Появились одноразовые пеньюары, воротнички и полотенца, что колоссально облегчает наш труд. Постоянно проводятся выставки и мероприятия, которые рассказывают о новых течениях в парикмахерском деле. Мы с удовольствием их посещаем.
Светлана: Согласна с Еленой. Те же машинки для стрижки стали в разы легче и беспроводные. Когда я только начинала, у нас были полностью металлические расчески и ножницы, которые мы после каждого клиента обжигали на спиртовке. Сейчас дезинфицирование рабочего инструмента проходит проще.
— Бывали ли у вас необычные клиенты или курьезные случаи?
Светлана: Были. Скорее, это необычный случай, который я помню до сих пор. Как-то ко мне пришел мужчина на стрижку «полубокс», особенность это стрижки в ровной выбритой линии. В тот момент, когда я приступила к работе, он стал икать, и мне пришлось в перерывах между икотой выбривать эту линию, одна ошибка и пришлось бы брить клиента налысо.
Елена: За мою многолетнюю практику бывали, скорее, необычные просьбы. Иногда женщины приходили с картинкой из модного журнала и просили повторить образ модели. В этот момент мне приходилось работать немного психологом и объяснять, что у каждого человека индивидуальная структура волос, и не каждая стрижка или необычное окрашивание может ему подойти. Кто-то прислушивался, а бывали случаи, что клиентка всё-таки настаивала на своём, обращаясь к другому мастеру. После, увидев результат, возвращалась ко мне, чтобы исправить причёску.
— Что бы вы пожелали тем юношам и девушкам, которые хотят пойти учится этой профессии?
Светлана: Любую профессию в первую очередь необходимо любить. Несмотря на сложность и напряженность, нужно ходить на работу с удовольствием. Тот человек, который выберет для себя эту стезю, должен быть выносливым, творческим и уметь общаться с людьми.

Беседовала Марина Болдырева

№36 (887) 12 сентября 2018

Похожие записи