Сентябрь 23, 2018

Линия жизни

Линия жизни

Ежегодно в первое воскресенье августа в нашей стране отмечается День железнодорожника. Впервые этот праздник был установлен приказом № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова.

Основателем железнодорожного дела в России считается император Николай I. Именно при нём были построены первая прогулочная железная дорога в Царское Село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.
В 1891 – 1892 гг. Калужское земство, Боровское уездное земское собрание, Боровская и Серпейская городские думы, а также Жиздринское уездное земство обратились к губернатору с ходатайством о сооружении железнодорожной линии Брянск-Калуга-Москва. Однако это предложение было отклонено в 1892 году министерствами финансов и путей сообщения. Только спустя три года, в июне 1895, было получено разрешение на строительство железнодорожных линий от станции Брянск на Москву.
Строительство железной дороги дало новый виток развитию деревни Балабаново.
В 1898 году в Балабанове были построены дом для железнодорожных служащих и здание вокзала, которое стало достопримечательностью посёлка. Состояло оно из залов ожидания для пассажиров 1 – 3 классов, буфета, билетных касс и туалетных комнат.
В 1899 году строительство железной дороги Москва – Брянск, под которую была отчуждена часть земель деревни Балабаново, полностью завершилось, и приёмная комиссия министерства путей сообщения дала разрешение на открытие пассажирского и товарного движения. Так появился ещё один населённый пункт – пристанционный посёлок Балабаново. В 1935 году Балабаново получило статус рабочего поселка.
На железнодорожной станции Балабаново работали многие. У каждого была своя жизнь с радостями и печалями. О судьбе семьи путевого обходчика Михаила Тимофеевича Немыченкова рассказала его внучка Надежда Лобанова.
Михаил Тимофеевич вместе с супругой Елизаветой Григорьевной и детьми жили в бараке, который принадлежал железной дороге. Барак стоял вдоль ж/д путей, где ныне проходит ул. Коммунальная.
В 1937 году Михаила Тимофеевича арестовали по навету. Обходя железнодорожные пути ночью, он застал двух мужчин, которые воровали шпалы. Так как в то время телефонов не было, доложить об этом происшествии Михаил Тимофеевич не успел.
После ареста Елизавету Григорьевну с тремя детьми, один из них был новорожденный, выселили из барака в течение суток, как семью врага народа. Их приютила семья Алдошиных, которая проживала на нынешней ул. Победы. Спустя два дня новорожденный малыш скончался, так как у Елизаветы Григорьевны от потрясений пропало молоко, и кормить малыша было нечем. Михаила Тимофеевича осудили и сослали в лагерь, который находился на реке Печора. Он работал на строительстве мостов и переправ, заколачивал деревянные сваи.
Средняя дочь Дуняша трагически погибла во время Великой Отечественной войны, когда бомбили ст. Балабаново, в возрасте неполных десяти лет.
В 1947 году, так как Михаил Тимофеевич был на спецпоселении, ему разрешили вызвать к себе супругу. Елизавета Григорьевна отправилась к мужу. Вернулись в Балабаново они в 1948 году. На участке земли Михаил Тимофеевич возвел времянку, в которой поселилась семья, и потихоньку начал строительство дома. Дом до сих пор стоит на ул. Победы под номером 17.
Спустя долгое время, в 1972 году, Михаил Тимофеевич был реабилитирован. Приговор в отношении его был отменен, а дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Развитие железнодорожного дела тесно связано с историей нашего города. Именно поэтому сотрудники музея истории города Балабанова не смогли обойти эту тему стороной. В настоящее время они готовят новую экспозицию – «При железной дороге». Среди экспонатов горожане смогут увидеть фотографию ударной бригады грузчиков станции Балабаново, часть шпалы с фрагментами рельсов, которые в разные годы использовались на железной дороге Москва-Брянск, и многое другое.

Марина Болдырева
Старое фото взято из музея истории г.Балабаново

№31 (882) 8 августа 2018

Похожие записи