Декабрь 17, 2018

Спасая жизни

Спасая жизни

Скорая медицинская помощь – одна из самых ответственных отраслей медицины. Никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, и жизнь каждого из нас может оказаться под угрозой. В такие моменты единственным спасением будут только вовремя приехавшие профессионалы. Врачи и фельдшеры «неотложки» всегда готовы приехать на помощь.

Центральная станция скорой медицинской помощи находится рядом с Боровской больницей, куда бригады районных подстанций доставляют экстренных пациентов. Здесь располагается диспетчерская. Диспетчер принимает вызовы по телефонам «03», «103» или принимает карточку от единой службы спасения «112», регистрирует их и отправляет бригаду по адресу. В зависимости от сложности формируется состав бригады, берется соответствующее оборудование. Для сложных случаев в парке есть современный реанимобиль на базе «ФОРД ТРАНЗИТ».
Но так было не всегда. Как рассказала заведующая БССМП Наталья Иванова, до 1990 г. скорая медицинская помощь в Боровском районе осуществлялась бригадами, входящими в состав больниц Боровского района (Балабаново, Ермолино, Боровск) по зональному принципу.
В 90-х годах бригады объединили в единую Станцию скорой медицинской помощи с обслуживанием вызовов по всему району, т.е. теперь любая свободная бригада направляется на вызов в любую точку района.
Первым главным врачом БССМП стал врач-реаниматолог Е.П. Макаров, старшим фельдшером И.В.Самарина. На тот момент ежедневно на линию выходило 5 бригад: 2 врачебные, 3 фельдшерские. Формировалась материальная база станции. По уровню оснащения БССМП всегда была и остаётся одной из лучших в области.
К сожалению, в настоящее время в СП осталось 3 врача, 21 фельдшер на 4 круглосуточных поста. Состав бригад полностью не укомплектован, людей не хватает.
Средний возраст работников — 45-50 лет. Молодые специалисты приходят, но, как правило, только набраться опыта и двигаться дальше в Москву. С зарплатой медицинского работника удержать молодежь крайне сложно. Дефицит кадров покрывается за счёт переработки имеющегося персонала.
Количество выездов ежегодно увеличивается за счёт строительства садовых товариществ, новых микрорайонов, прибытия мигрантов. При этом количество бригад остается прежним.
После посещения центральной станции в Боровске я отправился посмотреть, как работают в районных отделениях. Вместе со старшим фельдшером Ольгой Виноградовой мы поехали в Балабаново. В этот день дежурили фельдшеры Виктория Билай, Светлана Заяц и Юрий Нализко.
— Как вам тут работается?
— Работается хорошо. Если бы было плохо, нас бы тут не было. Зарплату нам подняли, есть стимул работать. Коллектив у нас очень дружный, хорошие водители. Как правило, работают две бригады, но бывают смены, когда действует только одна. Обычно дежурят фельдшеры, как сегодня. Есть еще один врач, но в другой смене. Так что фельдшеры скорой помощи — это основные специалисты, работающие в «неотложке».
— Фельдшер всегда знает, что делать на вызове?
— Конечно. Во-первых, у нас все работники опытные, с большим стажем. Фельдшер является одной из самых ответственных профессий в нашем деле. Приняв правильное решение и оказав первую помощь, они зачастую спасают жизнь. В первые же секунды он производит оценку состояния пострадавшего человека, определяя, какая именно помощь требуется, и незамедлительно приступает к ее оказанию.
— Какова нагрузка на балабановскую станцию скорой помощи?
— В Балабаново поступает очень много вызовов, и хочется, чтобы добавили третью бригаду. Население в городе достаточно большое. А сейчас добавляются еще Кабицыно, мкр.Молодежный и проживающие здесь в летний период дачники из столицы. Да и география обслуживаемых населенных пунктов очень широкая. Раньше на ДТП, произошедшие на балабановском участке Киевского шоссе, выезжали обнинские бригады, но сейчас они отказались, и эта часть трассы легла полностью на нас.
Работы много, и мы стараемся успеть вовремя оказать квалифицированную помощь — спасти жизнь на месте, уменьшить боль или как можно быстрее доставить больного к врачу. На то она и скорая — время решает многое, и люди преклонного возраста часто обижаются на то, что мы не можем с ними посидеть, поговорить. Но у нас просто нет на это времени. Задержавшись у больного, которому не требуется экстренная помощь, мы можем не успеть к нуждающемуся в ней. Поэтому важно всегда быть готовыми выехать на вызов.
— Какие еще проблемы существуют в вашей работе?
— Трудностей, конечно, хватает. Работа тяжелая и интенсивная. Мы должны выходить на смену на 24 часа с последующим отдыхом в течение трёх суток. Но такое редко бывает. В основном работаем сутки через сутки — работы много, а людей мало. Зимой бывает по 50 вызовов за смену, а в дачный сезон еще больше. Много жалоб от пожилых людей, особенно в жару — сердце, затрудненное дыхание. Очень много поступает вызовов от больных с хроническими заболеваниями. Это категория граждан, которые всё знают о своей болезни, знают, какой режим надо соблюдать и какую таблетку выпить. Но вызывают нас для оказания скорой медицинской помощи, которая по факту не требуется. Им просто нужна консультация, назначение лекарств и прочее.
Многие граждане воспринимают вызов скорой помощи как альтернативу походу в поликлинику. Зачем ходить, когда могут приехать? Лечиться за счет скорой у нас очень любят, но не все понимают, что уходом на дому занимаются совсем другие службы. Есть такие горожане, которые вызывают бригаду каждый день. Они уже не звонят на «103», а набирают «112», и диспетчер службы спасения автоматически отправляет бригаду скорой помощи.
Вызов через «112» это вообще отдельная «песня». Для чего была создана единая служба спасения? Для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, при несчастных случаях, авариях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях. Например, едет человек, увидел аварию, пожар или другую ситуацию, когда жизнь людей в опасности, он набирает «112», и бригада скорой приезжает на место.
По факту же через «112» поступают жалобы на температуру 37, небольшую боль в животе и хронические заболевания, не требующие неотложной помощи. Диспетчер службы экстренной помощи не является медицинским работником и не может правильно оценить ситуацию, а в результате любая жалоба может стать причиной выезда бригады скорой помощи. Это как сломанный телефон. Бывает даже такое — приедешь на вызов, а нам говорят — а зачем вы приехали? Мы просто хотели проконсультироваться. Получается, что мы проехали «вхолостую». Пара таких вызовов одновременно может привести к тому, что мы не успеем к умирающему человеку.
В нашей работе важна предварительная информация. Важно знать, что случилось с больным, к которому мы едем. Существует приоритет по сложности случая. В первую очередь это инфаркты, инсульты, ДТП, детские случаи, судороги, падения с высоты. Поэтому если что-то произошло и требуется медицинская помощь, звонить нужно напрямую в скорую по номеру «103”. В этом случае, во-первых, сразу исключаем потерю времени на передачу информации от службы “112”, во-вторых, вам ответит квалифицированный медицинский работник, который определит, куда выезжать не надо, а куда надо лететь очень быстро и с каким оборудованием. Знание телефона скорой помощи может спасти вам жизнь. Тем более, он есть в любом смартфоне.
— Как у вас с персоналом?
— Штат до конца не укомплектован. Постоянно не хватает специалистов. Всегда открыты вакансии фельдшеров и врачей. Молодежь особо не заинтересована нашей работой. В Калуге каждый год выпускаются специалисты, но никто не идет к нам. Местные практически не работают, в основном приезжие из соседних районов и даже стран. Но те, кто работает, очень любят свою работу. Люди у нас простые, добрые и отзывчивые. Поэтому и коллектив у нас подобрался соответствующий. Мы всегда помогаем друг другу. Живем, как одна семья. А как иначе, при такой работе?! Работа идет слаженней, спокойней, когда есть, на кого положиться. При пересменке не возникает проблем, если нужно подмениться с кем-либо и т.д.
В такой обстановке приятно трудиться. Со временем ты уже не представляешь себя кем-то другим, и эта работа становится частью твоей жизни, частью тебя… Под конец отпуска даже начинаешь скучать по своей работе.
Скорая помощь – это диагноз. Любой человек здесь не сможет работать. Ощущение, когда ты заставляешь биться остановившееся сердце, непередаваемо. Родные с обнадеживающим видом смотрят на тебя — ну сделайте хоть что-нибудь. И когда реанимация заканчивается положительно и больной благополучно доставлен в больницу, это очень много значит, ради этого мы здесь и работаем. Новые сотрудники делают выбор в течение нескольких месяцев. Или они остаются работать, или, поняв, что это не для них, уходят из профессии.

Материал подготовил Дмитрий Сенин

№24 (875) 20 июня 2018

Похожие записи