Октябрь 23, 2017

Мечта – стать учителем

Мечта – стать учителем

Весной 2015 года стартовал проект «Учитель для России», цель которого – привлечение в систему общего среднего образования талантливых специалистов, предоставление равных образовательных возможностей для детей по всей стране. Реализация данного проекта позволит дать импульс для обновления и развития системы образования. Это российский общественный проект, который основан на государственно-частном партнерстве. Его инициатор — группа социальных предпринимателей — выпускников СПбГУ. Финансовую поддержку проекту оказывает ПАО «Сбербанк России» (основной донор программы — Фонд Сбербанка «Вклад в будущее»), основной методический партнер — Институт образования НИУ ВШЭ. На данный момент проект работает в ряде школ Воронежской, Калужской, Тамбовской областей, Москвы и Московской области. Калужская область оказывает программе финансовую поддержку.

В рамках проекта молодые люди, окончившие лучшие вузы страны и желающие проявить себя в сфере образования, проходят переподготовку и получают необходимые навыки педагогической работы. Отбор участников проводится в несколько этапов. После интенсивного 5-недельного курса они приходят в обычные школы и становятся учителями. Параллельно участники проекта продолжают свое образование, в этом им помогают лучшие педагоги и эксперты. Участникам проекта оказывается материальная поддержка, им выплачивается стипендия, размер которой варьируется от 20 до 35 тыс. руб. в зависимости от региона и необходимости снимать жилье.
Школы тоже проходят отбор, представители программы встречаются с директорами. Самый важный критерий — это готовность самого образовательного учреждения сотрудничать с проектом.
В начале этого учебного года две школы нашего города – школа №3 и школа №4 приняли в свои ряды молодых учителей – участников этого проекта. Мы поговорили с двумя из них – Александрой Зориной и Надеждой Шубиной, которые сейчас преподают в школе №3. Как отмечают участницы проекта, у них была возможность выбрать место работы. На их решение остаться в этой школе повлияла атмосфера, которая здесь витает, и наличие слаженного педагогического коллектива.
АЛЕКСАНДРА ЗОРИНА окончила московскую гимназию №1520 – одно из старейших образовательных учреждений столицы, а затем Российский университет дружбы народов по специальности «Политология». Более 5 лет успешно проработала в сфере рекламы и маркетинга в различных компаниях.

img_5503-1
— Александра, как Вы пришли в этот проект?
— У меня была мечта, еще с 11 класса я хотела стать учителем. Но в ту пору это было не очень престижно, и я боялась, что, закончив школу и поступив в педагогический вуз, я не найду себя в этой профессии. Мои ровесники поступали в экономические и юридические вузы. Мне не хотелось отставать, я выбрала себе модную специальность — «Политология». Но спустя 5 лет профессиональной деятельности я поняла, что мне чего-то не хватает. Я почувствовала, что я себя где-то обманула, что надо было идти за своей мечтой. Мечта эта не на ровном месте появилась. У меня были в школе замечательные учителя, и я горжусь, что мне довелось у них учиться. Я поняла, что надо искать свой путь в профессию. Мне не очень хотелось идти в педагогический вуз и терять время. Я была уверена, что есть другие пути. И нашла проект «Учитель для России», который полностью ответил на мои запросы. После нескольких этапов отбора я прошла 5-недельную подготовку в летнем институте. Это программа, которая позволяет будущим учителям получить основную методическую базу и педагогическую практику. Вместе с другими участниками проекта я работала в Белоусове, в летнем лагере «Территория лета» при школе. Мы вели для ребят занятия в интерактивном живом формате.
— Как отнеслись родители к Вашему выбору?
— Они сначала очень переживали, не понимали, как после успешной работы в крупной международной компании я буду работать простым учителем в школе. А потом увидели, что этим горю. И как-то раз уже после всех отборочных туров, когда было решено, что я еду на летнюю пятинедельную практику, мне позвонил мой папа и сказал: «Я тобой горжусь, ты смелый человек, ты смогла сделать такой серьезный шаг!». Сейчас они меня активно поддерживают. Помогли с переездом в Балабаново, где я снимаю квартиру. Я просыпаюсь каждый день с мыслью, что моя мечта воплотилась в реальность и я счастлива.
— Немаловажный вопрос, заработную плату учителей вряд ли можно назвать высокой. У Вас сейчас есть какая-то другая работа или Вы занимаетесь только педагогической деятельностью?
— Я работаю только в школе, на ставку в 18 часов. Это полное погружение в профессию учителя. Я каждый день готовлюсь к урокам, читаю различные методические пособия.
Я приняла решение, что для меня деньги в жизни не главное. Как бы это странно ни звучало в нашем современном мире. Мне важнее то, чем я занимаюсь, нежели сколько я зарабатываю. Участникам проекта выплачивается стипендия. Это своего рода стимулирующие, подъемные деньги для начинающих молодых специалистов. Мне этого хватает.
— Ваши первые впечатления от уроков. Как Вы себя чувствуете в роли учителя?
— Первый урок был очень сложным, это было 1 сентября. Пока мне непросто справляться с дисциплиной в классе. Я понимаю, что есть много вещей, над которыми мне, безусловно, надо работать, но я получаю большое удовольствие от общения с детьми. Каждый день я узнаю о каждом из них что-то новое, и мне становится понятно, какой подход к каждому из них нужно применить. Бывают уроки, когда я выхожу окрыленная тем, что удалось донести до детей что-то важное.

img_5507-1
Мне кажется, что иногда нужно идти от какого-то личного интереса ребенка и от его личного взгляда. С пятиклассниками мы проходили тему «Человек». И, возможно, это их первая попытка осмыслить, что такое человеческая жизнь. Ребята писали короткие сочинения, а затем у нас был небольшой конкурс ораторского мастерства.
— В современном обществе на людей обрушивается поток информации, в котором достаточно трудно сориентироваться. У Вас есть интересный опыт работы в рекламе и маркетинге. Нужно ли объяснять детям, как такая информация влияет на человека? Как нужно ее воспринимать?
— У меня даже была задумка, может быть, не в первый год работы в школе, но в последующем сделать какой-то курс для старшеклассников по рекламе. В его рамках можно было бы выработать у них умение донести информацию и умение критически ее воспринимать. Мне кажется, что у меня очень хороший бэкграунд для этого. Очень много можно рассказать детям и про бизнес, и про сферу коммуникаций.
— То есть, те пять лет, которые Вы проработали после вуза, даром не прошли?
— Конечно, нет, такой жизненный опыт только поможет в моей новой работе. У меня остается много связей и хороших отношений с людьми, которых мне хотелось бы в дальнейшем приглашать в школу и устраивать с их участием лекции для ребят, чтобы они видели настоящих профессионалов из самых разных сфер деятельности. Это поможет школьникам сориентироваться в выборе профессии, сделать свои представления о какой-то сфере жизни более предметными.
— Александра, Вы поменяли не только профессию, но и переехали в другой город. Как Вы себя ощущаете в Балабанове?
— Я человек, родившийся в Москве, который привык к толпам народа, к суете, к шуму. Когда я приехала сюда, мне стало почему-то очень комфортно. Меня этот город радует своими людьми.
Я не встретила здесь ни одного человека, который бы мне резко и неприветливо ответил, неважно где – на рынке, в салоне красоты, просто на улице. Все очень приветливы и открыты.
Атмосфера располагающая, и город меня просто принял. У меня ощущение, как будто я живу здесь достаточно давно. И я поняла, что здесь отдыхаю после московской суеты. Я полностью погружена в интеллектуальную деятельность, готовлюсь к урокам и много читаю.


 

Еще одна участница проекта — НАДЕЖДА ШУБИНА работает в школе №3 учителем русского языка и литературы в 8,10,11 классах. На занятия ей приходится приезжать из Москвы.
Надежда родом из Владимирской области, из небольшого города с населением в 7 тыс. человек. В старших классах школы Надежда приняла решение поступать в лицей в г.Владимире и достигла этой цели. К экзаменам она готовилась целый год без помощи репетиторов, на которых в семье не было средств. Одним из предметов, которые преподавали в лицее, были «Основы психолого-педагогической деятельности». За каждым старшеклассником закреплялся ученик младших классов. Надежда и ее ровесники помогали младшим школьникам готовиться к урокам.

%d0%bd%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d0%b0-%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b0Как говорит Надежда, однажды подняв планку в учебе, ей уже было трудно ее опустить. Среди ее достижений — заключительный этап Всероссийской олимпиады по географии. Она была призером городского этапа по русскому, английскому и математике. Получила очень высокие результаты по ЕГЭ, русский язык она сдала на 100 баллов.
Затем была учеба в РУДН, который Надежда закончила с красным дипломом, и получение степени бакалавра по специальности «Государственное и муниципальное управление». В ее арсенале не только английский и немецкий языки, которые она изучала в школе и университете, но и итальянский, который она освоила самостоятельно.
Надежда говорит, что выбрала специальность «Государственное и муниципальное управление», так как хотела помогать людям решать их насущные проблемы, хотела менять окружающий мир к лучшему, брать на себя ответственность за решения, от которых зависит жизнь множества людей.
На последних курсах она проходила практику в одной из управ г.Москвы и в Министерстве экономического развития России, где ей в последующем предложили работу. Но Надежда отказалась. Работа сводилась к составлению множества документов и отчетов различного рода. Надежда поняла, что такая деятельность ее не удовлетворяет. Перед ней встал вопрос, что делать дальше?
Как говорит Надежда, лучше всего у нее получалось добиваться успехов в сфере образования. Опыт успешной помощи другим в овладении знаниями подтолкнул ее к мысли о смене профессии.
— Надежда, как Вы узнали о проекте «Учитель для России»?
— Несмотря на то, что я разочаровалась в той сфере, которую для себя видела, у меня по- прежнему было желание менять что-то в этом мире к лучшему. Я решила стать учителем. Когда я сказала об этом своим родственникам и друзьям, меня просто не поняли. Все считали, что я должна продолжать учиться по своей специальности, потому что это перспективно.
Я стала искать возможности, как можно работать в школе, и случайно натолкнулась в Интернете на проект «Учитель для России». Отправила анкету, прошла отбор. После этого я верю, что все мечты, даже самые сумасшедшие, если ты этого хочешь, сбываются. Я в проекте второй год и ни разу не пожалела о своем решении. Я очень рада, что проработала в московской школе и теперь перешла в провинциальную. Мне кажется, что здесь я нужна детям больше. Они хотят получать информацию. Сами идут на контакт.
Занятия я веду два дня в неделю: вторник и четверг. Каждый день проходит по 7-8 уроков. Мне приходится вставать в 5 утра, чтобы быть вовремя в школе, но сюда я еду с огромным удовольствием.
— Что бы Вы хотели привнести в учебный процесс с учетом своего опыта, ученического и студенческого?
— Привить интерес к познанию, вызвать у ребят жажду узнавать новое. Если это получится, то в жизни ребенок сможет сам получать нужные ему знания. Нельзя вбивать в детей информацию любой ценой, это не сделает ребенка интересной, гармоничной личностью. Они могут запомнить все, что я им дам по курсу. Но если они сами не захотят узнавать что-то дальше, то остановятся в развитии.
И еще, как мне кажется, самый важный навык — это умение учиться самостоятельно. Если удастся привить им такое желание, это будет большим прогрессом. За что я благодарна своим учителям, так это за умение учиться. Своим ученикам я хочу подарить веру в себя, веру в то, что они сами могут без шпаргалок, подсказок из Интернета грамотно писать и успешно сдать экзамены.
Когда я с ними общалась, некоторые из них говорили, что предел их мечтаний — поступить в бюджетную группу хоть в какой-нибудь вуз, а получение высокого результата по ЕГЭ порядка 80 баллов для них кажется невероятным. У ребят нет осознания того, что можно поступить в лучший университет страны, только для этого нужно приложить усилия. Можно подготовиться и за год и даже без репетиторов, все зависит от интенсивности занятий. Нет ничего невозможного. Я прошла такой же путь.
Надежда про себя говорит, что сама очень любить учиться, узнавать каждый день что-то новое.
— Я веду дневник, в котором записываю открытия дня — не что со мной произошло, а то, что я узнала нового. И когда спустя месяц перечитываешь его, кажется, что очень быстро растешь. Каждый день ты на очередную ступеньку выше и выше. Я считаю, что такой дневник помогает самосовершенствоваться, еще больше стимулирует к тому, чтобы что-то познавать, открывать.
Я стараюсь каждую неделю посещать выставки, музеи или куда-то выезжать. Очень много путешествую. Последний раз я была в Берлине. Там порядка 90 музеев, удалось посетить 15 из них. Бывает, если долго куда-то не выбираюсь, просыпается настоящий культурный голод.

Беседовала Полина Николаева

(№38 (787) 28 сентября 2016)

Похожие записи